Если вас спросят, сколько денег намереваетесь оставить в ближайший год в Интернет-магазинах, вы, наверняка, пожмёте плечами. Между тем соседи-россияне, по утверждению экспертов Национальной ассоциации участников электронной торговли, намерены потратить на Интернет-покупки в 2006 году два миллиарда долларов.
Отовариваться, не отходя от компьютера, наверное, мечта любого очень занятого человека. Если судить по развитию Интернет-торговли, то россияне ценят собственное время куда больше, чем казахстанцы: виртуальные магазины в соседнем государстве уже стали крупным сегментом рынка услуг. Владельцы розничных торговых сетей, предпочитающих реализовывать товары традиционным способом, хватаются за голову, ибо отток клиентов в виртуальные магазины на их кошельке сказывается очень даже реально. И это после того, как всего лет шесть назад торговые веб-точки в российской сети объявили о своей нерентабельности, а скептики поспешили объявить, что Интернет-торговле суждено остаться диковинным зверем на постсоветском пространстве. Говорят, в российской сети сейчас можно купить всё: от буханки хлеба до дрессированного шимпанзе. Причём, покупая через Интернет-технику, реально выиграть 25-30 процентов в пользу собственного кармана. Плюс к этому - экономия времени. Такому удобству нам с вами остаётся только обзавидоваться, ибо вебкоммерция не только в Костанае, но и в Казахстане находится в стадии зарождения, а значит, за хлебом насущным придётся прогуляться до соседнего продуктового магазина. И то сказать, разработка и содержание полноценного Интернет-проекта денег стоит, и немалых. Построить и запустить онлайн-магазин коммерсанту обойдётся не в меньшую сумму, чем отгрохать супермаркет в центре города. А каковы будут прибыли - ещё бабушка надвое сказала. С нашей-то низкой Интернет-активностью! Потому проект сей в наших условиях имеет смысл для действительно крупных компаний, торгующих успешно и разнообразно. Стоит кинуть клич в инетовский “поисковик”, чтобы убедиться: таковые в Костанае имеются. Целых два Интернет-магазина осваивают костанайскую веб-целину уже более года. Не о рознице думали в “Аксоне”, одном из крупных на костанайском рынке поставщиков расходных материалов и копировально-множительной техники, когда разрабатывали Интернет-магазин. Облегчить оформление заказов компаниям-партнёрам, расположенным в разных городах Казахстана - вот что было главной целью. Но время показало: розничный покупатель выбирает удобство. Потому и возникла необходимость доработать проект, сделав его доступным для любого и каждого, способного включать компьютер и кликать мышкой. По словам начальника технического отдела ТОО “НПО “Аксон” Евгения Кожемяк, Интернет-магазин позволяет экономить коммерсантам на: - затратах на аренду или строительство торговых помещений, ибо витрина - на экране вашего монитора. Причём с подробным описанием товара, которое не каждый менеджер способен дать; - штате сотрудников. С работой справится один два менеджера и парочка курьеров. Кстати, цены в местных веб-магазинах хоть и не столь оптимистичны, как у россиян, но тоже вроде бы не кусаются. Примерно то на то и выходит, как если бы вы отправились в магазин. Но здесь есть возможность сэкономить время и исключить дорожные расходы. Правда, не заметить “доставочные” 200-300 тенге тем легче, чем крупнее ваша покупка. Другой гигант костанайской торговли в сети - Интернет-магазин “Mc Duck Company” - порадует простого обывателя, которому не компьютерную и копировальную технику подавай, а что-нибудь поближе к телу. Туалетную бумагу, например, или крем для рук. На “полках” этого онлайн-магазина - бытовая химия, косметика, канцелярия и бытовая техника. Схема получения товара проста: зарегистрировался, набросал приглянувшиеся покупки в виртуальную корзину, подтвердил заказ, выбрал форму оплаты - и жди курьера. Правда, есть и условие: покупка должна быть не дешевле 500 тенге. Кстати, об оплате. Наш народ предпочитает оплачивать наличкой. Курьер доставил - покупатель оплатил. Безналичку любят оптовики: вам выписали счёт, вы провели через банк. А вот электронными формами оплаты костанайцы пользоваться не любят. Хотя такой способ оплаты веб-коммерсанты отнюдь не исключают. “Mc Duck Company” даже с “Казкоммерцбанком” договор заключил на обслуживание клиентов в режиме онлайн. Но электронные расчёты костанайскому покупателю не кажутся беспроблемными в силу высокого процента с кредитных карт, взимаемого банками, а также недоверия к системе электронного кошелька Webmoney, широко распространённой в сети. Как пользоваться последней, знают немногие, но зато о хакерах, направо и налево вскрывающих электронные кошельки как консервные банки, читали и слышали почти все. - Сейчас в нашем Интернет-магазине около 500 постоянных клиентов, а могло бы быть и больше, - сетует Ольга, менеджер “Mc Duck Company”. - Всё дело в том, что народ приучить ещё надо. В том, что Интернет-продажи в Костанае страдают из-за малой информированности населения, в один голос твердят представители обеих торговых веб-точек. Хотя это, на мой взгляд, вопрос времени. А ну как понравится нашим домоседам и трудоголикам приобретать товар, не отрываясь от монитора компьютера? Тратить деньги, не вставая со стула, - для кого-то это уже реальность. А для нас - реальность дня завтрашнего.
--------------------------------------- Газета «Костанайские Новости» 19 октября 2006 г.
|