Огромное количество компаний видят в Интернете большой коммерческий потенциал и планирует с его помощью вывести свой бизнес на качественно новый уровень. Огромной популярностью в мире пользуются интернет-магазины. В Казахстане эра расцвета электронной коммерции еще не наступила. Согласно проведенному компанией ACNielsen международному исследованию, в настоящее время покупка товаров через Интернет пользуется популярностью приблизительно у десятой части населения, и с каждым днем количество приверженцев виртуального шоппинга в мире растет. В некоторых странах онлайн-покупки уже сейчас составляют серьезную конкуренцию предприятиям розничной торговли, пренебрегшим информационными технологиями. Наибольшее количество активных интернет-покупателей проживают в Германии, Великобритании и Австрии. Владельцы зарубежных интернет-магазинов оптимистично оценивают перспективы своего бизнеса, так как минимальный объем затрат сил и времени при покупках через Интернет является важным конкурентным преимуществом перед традиционными покупками. Причем экономия средств при покупке товаров в сети в ряде случаев может достигать до 50%. По данным исследования, проведенного компанией «КОМКОН-2 Евразия», до 10% городского населения Казахстана являются интернет-пользователями. И этот показатель год от года растет. Однако несмотря на то, что сегодня телекоммуникационный рынок Казахстана является одним из динамично развивающихся, электронная коммерция в Казнете еще не получила должного развития. По мнению коммерческого директора ТОО «АЛСИ» Кайрата Токишева, у электронной коммерции в республике достаточно хорошие перспективы. Главной предпосылкой для развития электронной торговли в Казахстане является рост благосостояния населения. Кроме того, бурное развитие информационных технологий создает новые возможности для торговли через Интернет. Важным аспектом в связи с этим является повышение безопасности электронных платежей, увеличение скорости передачи данных в сети и возможность передачи больших объемов информации. Активное формирование «среднего класса» в крупных городах, развитие малого и среднего бизнеса и современные телекоммуникации, по мнению г-на Токишева, - отличные предпосылки для успешного развития казахстанской электронной торговли. По оценкам экспертов, в казахстанском сегменте сети работают более двух десятков магазинов самого разного профиля. Функционируют площадки по продаже карточек оплаты услуг связи, мультимедийной продукции, книг, софта, продуктов питания и товаров интимного характера. В основном все магазины ориентируются на крупные города, такие, как Алматы и Астана. Однако же, по статистике, ощутимый процент интернет-продаж отдельных категорий товаров приходится на регионы Казахстана. По словам г-на Токишева, причина этого – небогатый ассортимент продукции в небольших городах и высокий уровень цен. В Казнете есть как узкопрофильные магазины, ориентированные на конкретный сегмент рынка, так и универсальные, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Например, магазин KUPIDA специализируется на продаже мобильных телефонов и сопутствующих товаров, а «Лайнер» сделал ставку на оргтехнику. «Инстор» по ассортименту вполне можно отнести к супермаркету: у него аудио- и видеоаппаратура, оргтехника, связь, цифровая и бытовая техника распределены по отдельным каталогам. Интернет-магазин «Хит» торгует видео- и аудиопродукцией, а «Аксон» продает расходные материалы для оргтехники. Функционируют в Казнете и ряд книжных магазинов. Кроме того, онлайн-магазины открыли ряд крупных торговых сетей, специализирующихся на продаже бытовой техники и электроники. Следует отметить, что опрошенные «&» эксперты затруднились оценить объем рынка и динамику его роста. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы всех интернет-магазинов, заключается в недоверии населения к онлайновым покупкам. «Население стран бывшего СССР по своему менталитету относится к группе лиц «тактильного восприятия». То есть покупателю необходимо потрогать товар, а деньги передать продавцу из рук в руки. Временное «зависание» перечисляемой суммы при переходе со счета на счет и необходимость оплаты с карточки вызывают беспокойство потенциальных клиентов», - считает г-н Токишев. В результате значительная часть казахстанских пользователей Интернета ограничивается посещением информационных и развлекательных сайтов, причем чаще это бывают российские, нежели отечественные ресурсы. Создание интернет-магазина требует меньше времени, нежели торгового предприятия в его традиционном понимании, поэтому соблазн выхода в этот сектор крайне велик. Тем не менее для достижения успеха в этой сфере, как, впрочем, в любой другой области бизнеса, требуется правильное построение стратегии. Неверный подход к организации интернет-торговли приводит к тому, что значительная часть подобных проектов прекращает свое существование в течение нескольких первых месяцев работы. Как считает начальник технического отдела ТОО «НПО Аксон» Евгений Кожемяк, культура интернет-шоппинга в Казахстане в ближайшем времени получит широкое распространение, что приведет к хорошей окупаемости интернет-магазинов. «И в выигрыше будут те онлайн-магазины, которые займут свою нишу первыми, конечно, при условии действительно качественного обслуживания. Казнету остро не хватает своей поисковой системы, а также различных каталогов, через которые потенциальный покупатель смог бы найти нужный ему товар», - считает г-н Кожемяк.
Преимущества Главным преимуществом покупок через Интернет является экономия времени, затрачиваемого на выбор, заказ и оплату товара. Допустим, вы работаете пять дней в неделю и освобождаетесь в тот час, когда закрываются торговые предприятия. Тратить выходные на посещение магазинов не входит в ваши планы. Другое дело – интернет-магазин. Посетить его можно, не выходя из офиса или дома, в любое время суток, а выбор и заказ товара займет у вас несколько минут, если вы точно знаете, что хотите купить. Если же вы еще не определились с выбором, то обширные каталоги позволят вам подыскать требуемое в кратчайший срок. Опыт показывает, что для выбора той или иной модели, например, холодильника, покупатель обычно посещает не менее трех магазинов, интересуясь техническими характеристиками и ценой. Тем временем в интернет-магазине покупатель может задать нужные характеристики (цена, размеры, цвет, производитель и т.д.) в электронную заявку. Интернет-магазин тут же проинформирует вас о наличии или отсутствии подобного товара. Кроме того, цены в интернет-магазинах, как правило, на 5–15% ниже, чем в обычных. Что касается доставки товаров, то покупка будет привезена в удобное для вас время и место (по крайней мере, так утверждают поставщики). В Казахстане практически все интернет-магазины при доставке товаров покупателям пользуются услугами «Казпочты», которая, имея разветвленную филиальную сеть, гарантирует доставку и страхует товары.
Оборотная сторона медали Все описанные выше преимущества электронной торговли предполагают высокую степень зрелости данного вида бизнеса. Между тем в Казахстане, как уже отмечалось, эта сфера является достаточно молодой. Далеко не все компании, работающие на этом рынке, предоставляют полноценный набор услуг, включающий в себя возможность получения полной информации о товаре, об условиях покупки и доставки, возможность онлайнового размещения заказа и оплаты, информацию о программах поощрения клиентов. Около 30% сайтов признаются экспертами просто неудобными, с неудачными дизайнерскими решениями. Слабым местом всех электронных магазинов является высокая цена доставки товара. Лишь 7% клиентов интернет-магазинов отмечают в опросах, что цена доставки товаров для них невелика. «Неразвитость транспортной инфраструктуры и логистики негативно сказывается на качестве обслуживания клиентов», - говорит г-н Кожемяк. Другим неудобством может оказаться необходимость договариваться с оператором о месте и времени доставки. Ведь покупатель не всегда знает, когда и где сможет встретить курьера. В этом случае некоторые магазины предлагают забрать и оплатить заказанный товар в офисе компании.
----------------------------------------------------- Деловой еженедельник «Бизнес & Власть» 12 мая 2006 г.
|